Как принять дела при смене главного бухгалтера?

Когда сменяется главный бухгалтер, важно грамотно организовать процесс передачи дел, чтобы избежать возможных рисков и проблем в дальнейшем. Предлагаем пошаговый план действий.

 Оформление документов:

  • издается приказ о назначении нового главбуха и освобождении от должности предыдущего. В приказе также может быть указана дата передачи документов при увольнении главного бухгалтера;
  • оформляется акт приема-передачи, в котором фиксируется состояние дел, активов, обязательств, а также документы и ключи, передаваемые новому главбуху.

 Инвентаризация:

  • передача дел должна сопровождаться инвентаризацией всех активов компании, обязательств и финансовых документов. Она поможет выявить возможные расхождения и исправить ошибки;
  • обязательно проводится сверка бухгалтерских регистров, финансовых отчетов и налоговых деклараций.

 Составление и подписание акта приема-передачи:

  • в акте указываются передаваемые документы (главная книга, бухгалтерские регистры, первичные документы), отчетность, инвентаризационные ведомости, ключи от касс и сейфов, электронные ключи для доступа к учетным системам и т. д;
  • акт подписывается предыдущим и новым главным бухгалтером, а также утверждается руководителем компании.

 

 Передача электронной цифровой подписи (ЭЦП):

  • необходимо аннулировать сертификат ЭЦП предыдущего бухгалтера и оформить новый на нанятого сотрудника;
  • учетные записи в учетных системах, онлайн-банкинге и других финансовых сервисах также должны быть переданы или переоформлены на нового бухгалтера.

 Уведомление контролирующих органов:

  • в налоговую инспекцию направляется уведомление о смене главного бухгалтера, включая изменения в ЕГРЮЛ;
  • если необходимо, следует уведомить обслуживающие банки и основных контрагентов о смене главбуха.

В завершение передачи дел руководство компании может провести внутренний аудит или привлечь внешних аудиторов для проверки корректности принятия документов новым бухгалтером.